Родиной готики считают Францию, а точнее ее север, Иль де Франс. Нижней временной границей готики можно считать начало 13 века. История отпустила этому прекрасному художественному стилю чуть больше 300 лет, за которые в Европе появилось столько совершенных, захватывающих дух сооружений, что их хватило и для восхищенных потомков. Для готической архитектуры характерна совершенно новая каркасная система постройки. Каркасные перекрытия заменили сплошные каменные своды, открыв храм вовне и устремившись ввысь, унося посетителя все ближе к небу.
Свет пришел в храм, огромные красочные витражи рассказывали миру библейские истории. Камень и свет не борются теперь друг с другом, а вместе славят имя Господа.
Значительное повышение эстетического уровня созданного во времена готики – результат изменения состава и профессионализма мастеров.
Делитанство уходит в прошлое. Все крупные и средние заказы теперь выполняются специалистами из профессиональных коллективов – цехов. Средневековая цеховая община берется за работу, гарантируя качество и сроки.
Круг заказчиков значительно расширяется. Теперь это не только церковь и крупные феодалы, но и зажиточные горожане, ощутившие потребность в красивых и удобных вещах.
Во времена готики сформировались прототипы практически всех изделий современной мебели, многие из которых ведут свой род от предметов, первоначально предназначенных для культовых зданий.
Забытые технологии и навыки частично воскрешались, а частично изобретались заново. Совершались и настоящие прорывы, которые в корне меняли технологию и внешний вид мебельных изделий. К числу таких можно смело отнести изобретение в 1320 годах лесопилки, что способствовало распространению рамочно-филеночной вязке, что позволило с одной стороны снизить временные и материальные затраты на изготовление отдельного предмета мебели, и соответственно снизить цену на него.
Несмотря на то, что сундук по прежнему является главным предметом домашнего интерьера, быстро растет в обиходе число его «детей»: шкаф, кладенец, дрессуар. Столы и предметы для сидения в своем развитии продолжают формы романского стиля. Сохраняются столы на боковых опорах с выдвижными ящиками, и массивная центральная опора по-прежнему является заменой ножек для круглых и прямоугольных столешниц, которые теперь покрываются резьбой и шпоном.
Мебель для сидения продолжила традиции романской эпохи, и развивалась вокруг уже известных стульев с высокой спинкой и римских складных, которые обретя спинку становились похожи на своих предшественников только формой. Скамья, как основное место для сидения домочадцев, сохранилась, но выполнялась часто уже со спинкой.
Характерной чертой готической мебели является обилие архитектурных элементов в декоре. Иногда многочисленные стрельчатые своды, башенки, резные фигуры превращали мебельное изделие в уменьшенный аналог собора.
Но в целом готическая мебель выглядит значительно изящнее, легче и наряднее романской. Мебель украшалась резьбой по дереву, и характер резьбы определялся твердостью используемых пород, отсюда : архитектурные элементы на Севере и растительные мотивы на Юге Европы.