Немецкое и богемское стекло
Исторически так сложилось, что
немецкое и чешское стекло зародились на бывших в свое время общих территориях, в числе в
Богемии. Раннее немецкое стекло, появление которого относят к 15 веку, имеет специальное название –
валдглаз (waldglas), что означает лесное стекло. Одной из частей, входящих в его состав был пепел, который предавал стеклу характерный зеленый или коричневый оттенок. Делались в то время в основном тяжелые толстостенные сосуды для питья с декорированными «налепами» - стеклянными шариками. Так же встречаются изделия украшенные эмалью.
Новый этап в развитии стекольного производства начался с изобретения в Богемии в твердого стекла, что позволило применять для декора гравировку и шлифовку. Характерные изделия этого времени :
штенген – высокий цилиндрический бокал с плоским основанием и хумпен – большой цилиндрический бокал, украшенный эмалью. Сюжетами декора обычно были национальные символы, сцены охоты и группы всадников. В первой половине 18 века так же были популярны
покалы – большая массивная чаша на ограненной ножке разнообразной формы. Часто ножка имела балюстерный ствол, обвитый по спирали красными или золотистыми нитями. Получила распространение и техника вырезания изделия из стеклянного блока, украшенного горельефами.
Появление тяжелого
хрустального стекла произошло одновременно с его изобретением в Англии. Формируется несколько центров стекольного производства, наиболее крупные в Потсдаме и Силезии.
Первоначально местные стеклянные изделия являлись в основном попыткой копировать венецианское стиекло, так велико было влияние Венеции в стекольных делах на всей территории Европы. Но постепенно местные мастера уходят от подражания великому Мурано и все больше проявляются своеобразные черты, которые и составили славу богемскому стеклу.
К 1770 году мода на пышные баррочные покалы прошла, и вошли в моду классические предметы с английской огранкой и позолотой. В это время прославился мастер из Селезии Иоганн Мендель со своей серией неоклассических кубков с резными ножками на квадратной основе, украшенные силуэтами на фоне черной и золотой фольги.
В 19 веке немецкие мастера уже не ограничиваются гранением стекла. Большую популярность получает гравировка, которой широко пользуются в Северной Богемии.
В процессе производства имелось четкое разделение труда. Стелодув на мануфактурах в горах и лесах изготавливал стеклянный предмет, а огранку и гравировку выполняли ателье, расположенные в крупных городах, например в Праге или Вене. Часто рисунок выполнялся под конкретный заказ.
«Бидермейер» принес новые сюжеты для декорирования стекла: сцены из мифоологии и охоты, аллегории. Образцом этого незатейливого стиля могут быть изделия Доминика Биймана с его «курортным» стеклом, которое отличает очень высокое качество. Успешно применяется техника прозрачной эмали. Наиболее успешным примером применения этой техники можно назвать прекрасные изделия, украшенные пейзажами Вены и Рейна отца и сына Мон – мастеров из Дрездена, перебравшихся в Вену.
В 19 веке возрождается интерес к
цветному стеклу, и в 1820 году появляются первые вещи из черного и кирпично-красного стекла, которое в первую очередь ассоциируется у нас с бегемским стеклом. Эта разновидность стекла до сих пор пользуется большой популярность. Продолжатели этой традиции имеются сейчас как в Чехии и Германии.