Барокко. Искусство XVI – XVIII века
Мебель в стиле Людовика XIII и XIV во Франции.
Стиль королевы Анны и Георга I в Англии
Барокко, как художественный стиль зародилось в конце XVI веков Италии. И имя стиля барокко происходит от итальянского «barocco» - раковина причудливой формы.
Барокко – естественное продолжение стиля Ренессанса, и уже в эпоху позднего Возрождения в работах крупных итальянских мастеров появляются элементы зарождающего стиля, например рисунки да Кортона, Дзукарро, Карачи и др. Основные элементы барочного стиля, так же как и ренессансные, происходят из античности, но строгая линейность композиций Ренессанса в барочных вещах стремительно искривляется и приобретает причудливую витиеватую форму.
Структура внутреннего пространства храмов усложняется: сложные очертания стен, обилие выступов, ниш. Карнизы изогнуты, колонны имеют витую форму, краски становятся яркими. Все это и обилие позолоты создает неповторимую игру света и тени барочного храма. Барокко оставило благодарным потомкам множество великолепных построек, свидетелей богатства и роскоши, в которой жили в эту эпоху сильные того мира.
Особенно много таких памятников во Франции, где барокко достигло наибольшего расцвета, и куда к середине XVII века переместился художественный и мировой центр, и оставался там как минимум в течение двух последующих столетий.
Стиль
зрелого барокко зачастую называют
стилем Людовика XIV, имея в виду, то что именно во Франции королевские стили стали самым законченным и целостным воплощением стиля барокко.
Французы подошли к вопросу формирования единого художественного пространства серьезно и системно. Всеми видами искусств ведал специальный департамент, который возглавлял профессионал, художник Шарль Лебрен. Постоянно приглашаются лучшие мастера из Италии и создаются условия для их работы.
Эпоха барокко – это время расцвета мебельного производства,
мебель становится одним из видом искусства. Сложная геометрическая форма предметов мебели, обилие украшений требовало высокого мастерства и освоения новых технологий. Для выполнения сложных выпуклых и вогнутых поверхностей возник новый метод мозаичного набора с лакировкой предмета, повсеместно используется фанерование. Своего наивысшего развития достигает
техника интарсии, чему способствовало изобретение в XVI века станка для получения шпона.
Мебель богато украшалась уже не резьбой, а чаше всего накладками из позолоченной бронзы.
Много выдающихся мастеров – мебельщиков породил этот стиль . К числу наиболее известных относится конечно фламандец Буль, работавший большую часть жизни во Франции. Мастер маркетри он выработал свой стиль, который так и остался в истории –
стиль Буль. Его изделия, фанерованные черным деревом он украшал маркетри, набранными из пластинок черепахи, кости, позолоченной меди и бронзовыми накладками.
Новые предметы мебели решительно занимают свое место в гораздо более приспособленных по нашим меркам жилищах людей эпохи барокко. Сундук почти забыт и доживает свой век в провинции. Трудно узнать прародителя в пышном барочном диване, богато декорированном, обитом дорогой тканью. Ни один салон уже не обходится без этого предмета. Барочный диван как бы состоит из трех кресел, соединенных вместе ( у среднего конечно нет подлокотников ) одной спинкой, верхняя часть которой волнообразно повторяет воображаемые спинки кресел.
Совершенно новый предмет мебели, который при этом моментально распространился по Европе –
комод, поскольку не обманул и оказался действительно самым удобным и уютным предметом. Родился предмет на бумаге, а именно на рисунках, которые выполняли для мебельщиков художники Жан Бэрен и Даниэль Моро. Они уловили новые потребности социума в удобстве, большей камерности и уюте. Вслед за комодом появились первые кабинеты и туалетные столики. Отдельные предметы мебели той эпохи дожили до наших дней и ими с удовольствием пользуются некоторые наиболее везучие наши современники.
Мастера мебели эпохи барокко: А.Ш. Буль, Жан Каффиери, Оппенордт, Лебрен, Лепорт, Кристофен Рен, Г. Гиббонс, А. Эк, Деккер, Гоппенхаупт, А. И Д. Рентгены.